Аналитика и публикации

18.06.2014  Резолюция Всероссийского форума «ЖКХ – новое качество».

В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, заслушав и обсудив доклад Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВА и выступления участников, участники Форума отмечают, что инициированные Президентом Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ и проводимые в настоящее время преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве создают необходимые условия для повышения качества услуг при одновременном сдерживании темпов роста платежей, прежде всего за счет создания новых «правил игры», ориентированных на защиту потребителей, долгосрочности и предсказуемости тарифной политики, развития конкуренции и мер, направленных на привлечение частных инвестиций и добросовестных предпринимателей в этот сектор экономики.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России - это 4 триллиона рублей годового оборота, 140 миллионов потребителей без учета промышленного сектора, работа по принципу «24 часа в сутки 7 дней в неделю». Численность занятых в сфере ЖКХ cоставляет более 2 миллионов человек, количество организаций, работающих в этой сфере, превышает 36 тысяч. Общий объем капитальных вложений в отрасль в период 2010-2013 гг. составил более 600 миллиардов рублей (с учетом средств бюджетов всех уровней).

Вместе с тем, по данным ВЦИОМ, вопросы ЖКХ вызывают у россиян острую негативную реакцию. Наиболее значимыми для себя проблемы качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в декабре 2012 года считали 58% респондентов, в сентябре 2013 года - 53% респондентов, острота проблемы сохраняется и сегодня. Среди наиболее болезненных проблем в ЖКХ традиционно можно выделить низкое качество коммунальных услуг и уровня сервиса, плачевное состояние инфраструктуры и высокую аварийность (по экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности только коммунального сектора России составляют не менее 500 миллиардов рублей), проблемы в сфере управления многоквартирными домами, расселения аварийного жилья.

Сложная ситуация в отрасли - высокий уровень износа инфраструктуры, запредельные потери ресурсов, низкое качество услуг - определяет в то же время и потенциал развития отрасли, ее готовность к инновациям.

Для этого в целях привлечения частных инвестиций в ЖКХ практически завершена работа по подготовке новой современной законодательной базы, которая, с одной стороны, усилит защиту потребителей, с другой - обеспечит гарантии возврата частных инвестиций. Принято более 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 только за последние полгода. Дополнительно для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что дает возможность изучать и тиражировать успешный опыт. Стоит отметить, что уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 227 миллиардов рублей, из них более 139 миллиардов рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.

Также серьезным фактором, оказывающим влияние на процесс модернизации отрасли, является возможность воспользоваться современными технологиями и решениями, которые могут качественно на нее повлиять. Для этих целей и во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.ПУТИНА в Минстрое России начата работа по созданию открытого справочника наилучших доступных технологий, типовых технологических решений в сфере строительства и модернизации объектов ЖКХ, содержащего, в том числе, информацию о стоимости и финансово-экономических моделях внедрения таких технологий.

Для субъектов Российской Федерации в настоящее время подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ. Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе до конца 2014 года. Это станет одним из условий предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Наряду с этим особое внимание уделяется созданию условий для комфортного проживания граждан - это расселение аварийного жилья, запуск региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, совершенствование сферы управления жильем. На сегодняшний день в этом направлении уже принят ряд значимых решений. В частности, в целях скорейшего расселения аварийного жилья предусмотрено увеличение софинансирования за счет средств федерального бюджета с 32 до 50 процентов, существенно упрощены условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, принят обновленный комплекс мер, позволяющий жестко контролировать и координировать реализацию региональных программ переселения. В целях ликвидации в кратчайшие сроки накопившегося «недоремонта» прорабатывается механизм кредитования собственников для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Для создания действенного механизма защиты собственников от недобросовестных управляющих организаций уже с 1 сентября 2014 года планируется введение лицензирования в этой сфере.

Лицензирование деятельности будет основано на подходах, которые позволят, с одной стороны, сформулировать четкие и понятные правила работы на рынке управления жильем, гарантирующие добросовестному участнику рынка эффективное ведение и защиту бизнеса в этой сфере, а с другой стороны, обеспечат собственникам жилья и государству реальные механизмы воздействия на нарушителей и очищение этого рынка. Это позволит вычистить рынок от недобросовестных организаций и защитить тем самым граждан от многочисленных злоупотреблений и нарушений их прав, сделать деятельность управляющих организаций цивилизованной и клиентоориентированной.

Кроме того, важнейшей задачей в наведении порядка в сфере управления жилищным фондом является усиление ответственности всех участников правоотношений. Речь идет не только о повышении ответственности участников рынка за недобросовестную работу, но и об усилении санкций по отношению к неплательщикам в сфере ЖКХ, ведь за должников фактически платят их добросовестные соседи. Для решения этой задачи подготовлен и уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Важно отметить, что проводимые преобразования в сфере ЖКХ не приведут к ожидаемому результату без активного участия потребителя, собственника жилья в обеспечении комфортного проживания в своем доме. В этом вопросе огромную роль играет проведение масштабной информационно-просветительской работы на федеральном, региональном и особенно местном уровнях, вовлечение граждан в обсуждение и оценку принимаемых на государственном и муниципальном уровнях решений.

Для этого Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 предусмотрено создание в России сети общественных организаций для оказания содействия уполномоченным органам и гражданам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств. В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона №199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий участие общественных объединений потребителей жилищно-коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Проводимые преобразования в сфере ЖКХ нацелены на то, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан Российской Федерации, доступ к качественным услугам в любой точке страны, превратить ЖКХ в цивилизованную, клиенториентированную и при этом привлекательную для бизнеса сферу.

Для выполнения вышеперечисленных задач участники Форума РЕШИЛИ:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1. Обеспечить в среднем по Российской Федерации ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года включительно на уровне, не превышающем уровень инфляции, предусмотрев соответствующие ограничения роста цен на газ и передачу электрической энергии.

1.2. Обеспечить переход к долгосрочному тарифному регулированию не позднее 2016 года.

1.3. Проработать комплекс мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г., предусмотрев в том числе:

1.3.1. запуск постоянно действующих механизмов по переселению граждан из жилья, признаваемого аварийным;

1.3.2. предоставление жилья по договорам социального и некоммерческого найма для переселения из аварийных домов малоимущих граждан и граждан с невысоким уровнем дохода;

1.3.3. расширение возможностей собственников по строительству нового жилья на земельном участке под сносимым аварийным многоквартирным домом.

1.4. Проработать комплекс мер, направленных на совершенствование организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотрев в том числе:

1.4.1. механизмы привлечения кредитов в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД);

1.4.2. формы государственной поддержки собственников, привлекающих кредиты для проведения капитального ремонта МКД, включая субсидирование процентной ставки по кредитам;

1.4.3. формы государственной поддержки собственников, организовавших проведение капитального ремонта МКД, обеспечивающего повышенный класс энергоэффективности;

1.4.4. привлечение управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК к организации капитального ремонта МКД, в том числе наделения их функциями контроля за качеством ремонта.

1.5. Исключить из состава платы за коммунальные услуги затраты на общедомовые нужды, предусмотрев включение указанных затрат в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома с учетом того, что ее размер определяется собственниками жилья.

1.6. Доработать механизмы социальной поддержки граждан, предусмотрев при этом сокращение перечня необходимых для получения субсидии документов, дифференциацию размера субсидии в зависимости от стоимости коммунальных услуг.

1.7. Проработать вопрос о введении дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых ресурсов.

1.8. Обеспечить разработку и утверждение типовых форм договоров управления МКД, содержания общего имущества МКД, отчетов по таким договорам, а также методических рекомендаций по порядку организации и проведения общих собраний собственников жилья.

1.9. Проработать вопрос о расширении полномочий Советов домов в МКД, а также предоставлению собственникам жилья в МКД возможности установления вознаграждения председателю Совета дома в МКД.

2. Рекомендовать фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

2.1. Обеспечить доработку и принятие законопроекта №448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего введение лицензирования управляющих организаций в весеннюю сессию 2014 года, отразив в нем следующие ключевые позиции:

2.1.1. предусмотреть в качестве одного из оснований отказа в выдаче лицензии несоблюдение законодательства о раскрытии информации;

2.1.2. ввести в качестве лицензионного требования обязанность использовать для сбора средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги специальные (номинальные) счета, обеспечивающие расщепление платежей;

2.1.3. предусмотреть коллегиальный принцип принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) лицензии с обязательным участием представителей профессионального сообщества и общественных организаций;

2.1.4. предоставить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме право запрета (право «вето») на расторжение по инициативе органа жилищного надзора договора управления (обслуживания) с управляющей организацией даже при наличии для этого законных оснований;

2.1.5. предусмотреть обязательность принудительной реорганизации «многодомовых» ТСЖ, не имеющих общего имущества;

2.1.6. исключить обязанность лицензирования «многодомовых» ТСЖ, имеющих общее имущество, обязав их заключать договоры с управляющими организациями, имеющими лицензию;

2.1.7. предусмотреть возможность легального сохранения экономии от повышения эффективности (энергоэффективности) в распоряжении управляющей организации при условии надлежащего выполнения услуг в соответствии с договором и (или) законодательством;

2.1.8. предусмотреть введение должности Главного государственного жилищного инспектора в Минстрое России.

2.2. Обеспечить принятие законопроекта №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в весеннюю сессию 2014 года, предусматривающего:

2.2.1. введение штрафов в пользу потребителей за некачественно оказанную услугу или неправильный расчет платы за жилищно-коммунальные услуги;

2.2.2. упрощение порядка проведения собраний собственников жилья, в том числе предусмотрев возможность очно - заочного голосования и голосования в электронном виде;

2.2.3. повышение ответственности недобросовестных потребителей.

3. Обеспечить принятие в весеннюю сессию 2014 года, законопроекта №199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий участие общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

4. Рекомендовать региональным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»совместно с фракциями Партии в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить принятие необходимых нормативных правовых документов с учетом рекомендаций Форума.

5. Рекомендовать региональным, местным, первичным отделениям Партии«ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с региональными координаторами и руководителями федерального партийного проекта «Управдом», Комиссией Президиума Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения, координаторами и руководителями региональных и местных партийных проектов в сфере ЖКХ осуществлять постоянный мониторинг качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, проводить разъяснительную работу с населением по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.

6. Рекомендовать Минстрою России совместно с Партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления запустить проект «Школа грамотного потребителя», определив требования к программе обучения, а также разработать необходимые методические материалы и меры по стимулированию работы таких школ в субъектах Российской Федерации.

Источник: Официальный сайт партии «Единая Россия» http://er.ru/

 

 

Архив новостей - [2014] [2012] [2011] [2010]
15.01.2014
Лицензия для управдома. Как отразится на ЖКХ усиление государственного регулирования.
В нынешнем Послании Федеральному Собранию, в отличие от предыдущих, тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) практически не звучала. Возможно, ее перманентность уже наскучила высокой аудитории. Возможно и то, что успехи на этом поприще столь значительны, что говорят сами за себя и не нуждаются в дополнительных комментариях. Судить об этом пока трудно.
29.05.2012
О развитии института управляющих организаций в ЖКХ
В последнее время на заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления и Президиума Государственного совета Российской Федерации уделялось пристальное внимание проблемам совершенствования управления жилищным фондом и деятельности управляющих организаций.
16.04.2012
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ ЖКХ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рассмотрена актуальная проблема проектирования эффективных организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ в рыночной экономике. Для ре-шения задачи предлагается использовать подход, основанный на комплексном моделировании организационно-экономических механизмов системы ЖКХ. В настоящей работе вопросы моделирования организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ рассматриваются на примере создания модели деятельности управляющей компании муни-ципального образования как основного участника рынка ЖКХ.